Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация
В данной работе рассмотрены основные теоретические и практические вопросы, связанные с игрой как средства развития личности дошкольнка
Предпосылками для написания данной работы стали исследования Р.И. Жуковской, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина .
Целью работы является теоретически обосновать влияние игры на формирование личности дошкольника.
Данная курсовая работа состоит из .35 страниц и включает в себя две главы, введение, заключение, библиографический список и приложения.
Во введении изложена цель работы, актуальность выбранной темы, а так же поставлен ряд задач, которые предстоит решить в ходе анализа данной темы.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретических вопросов, таких как; Анализ понятия «игра» в психолого-педагогической литературе, игра как ведущая деятельность у дошкольников
Во второй главе проводится анализ. влияния игры на развитие личности дошкольника
В заключении описаны полученные результаты проделанной работы, а так же даны некоторые рекомендации в отношении игры как средства развития личности
Глоссарий
игра это вид развивающей деятельности, форма овладения социальным опытом.
Игра ребенка это вид активной деятельности, в ходе которой он воссоздает окружающую действительность
Ролевая игра самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых
Театрализованная игра это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки)
Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр,
Личность это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
ВВЕДЕНИЕ
В детстве игра является основной деятельностью человеческой деятельности. С ее помощью дети знают мир. Не играя детей вживую скучно, неинтересно. Повседневная жизнь может вызвать их болезнь. В игре дети проверяют свои силы и ловкость, у них есть желание фантазировать, открыть в секреты и стремиться к чему -то прекрасному. С умелым разделением игра может не стать помощником по замене учителя.
Игра дает каждую минуту радость, удовлетворяет срочные срочные потребности, и все же - нацелена на будущее, потому что во время игры дети сформируются или фиксируют свойства, навыки, способности, которые им необходимы для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций в будущем. И где бы ни была игра, здоровье, радость детства.
В процессе игры студентов пригодны для жилья, чтобы сосредоточиться. Мыслить самостоятельно, развить внимание. Увлекательная игра, дети не замечают, что они изучают, даже самые пассивные студенты участвуют в активной деятельности.
Как писал Макаренко: «Игра важна в жизни ребенка ... каким будет ребенок в игре, так что она будет работать, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущей фигуры происходит в первую очередь в игра ... »Итак, игра, ее организация - ключ в организации образования.
Многие характеристики личности ребенка образуются в игре. Игра - это своего рода школа школы. Игра производит ловкость, выносливость, активность. Игра - это школа общения ребенка.
Игра кажется легкой. И на самом деле, ей нужно, чтобы ребенок, который играет, дает игре максимум его энергии, разума, выносливости, независимости. Игра постоянно становится тяжелой работой, и благодаря усилиям приводит к удовольствию.
Именно в играх случайное общение ребенка начинается с персонала GPA, взаимного понимания между опекуном и студентом. В процессе игры детей, привычка сосредоточиться, вдумчиво работать, самостоятельно, развивает внимание, память, стремление к знаниям. Удовлетворение своей естественной не подчиняющейся потребности в активности, в процессе игры ребенка «заканчивается» в воображении все, что для нее недоступно в окружающей реальности, восхищение не замечает, что он учится - учится новым, помнит, ориентированные в разных ситуациях , углубляет ранее приобретенный опыт, сравнивает запасы идей, концепций, развивает воображение.
Игра наиболее полностью проявляется индивидуальными характеристиками, интеллектуальными способностями, склонностями, способностями детей. Игра - это творчество, игра - работа. «Труд - путь детей, чтобы узнать мир, - написал Ом Горки.
Игра принадлежит традиционным и признанным методам образования и воспитания, дошкольников, младших студентов и подростков. Ценность этого метода состоит в том, что в игровой деятельности образовательная, развиваемая и образовательная функция действует в тесных отношениях. Игра в качестве метода обучения организует, разрабатывает студентов, расширяет свои когнитивные способности, обучает личность.
Цель исследования: теоретически обосновать влияние игры на формирование личности дошкольника.
Задачи исследования
выполнить анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу;
раскрыть понятие «игра», ее виды и значение в жизни дошкольника;
определить значение игры в жизни дошкольника обосновать влияние игры на развитие личности ребенка;
определить задачи и содержание работы по развитию личности посредствам игры.
Объект исследования: процесс развития личности дошкольника.
Предмет исследования: игра как средство развития личности ребенка.
При написании данной работы мы применяли следующие методы: анализ, синтез и обобщение при рассмотрении теоретического материала, а также метод сравнения при изучении различных источников. [4,38].
В отечественной психологии и педагогике богатые традиции изучения игры, опирающие на работы Р.И. Жуковской [9], А.В. Запорожца [12], А.Н. Леонтьева [19], Д.В. Менджерицкой [22], А.П. Усовой [26], Д.Б. Эльконина [28]. Сегодня научный уровень исследования развития личности в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории Т.А. Марковой [21] и Д.Б. Эльконина [28].
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав заключения списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Анализ понятия «игра» в психолого-педагогической литературе
Во многих работах рассматривается история появления игры как средства решения затруднений в действии, предоставления сведений о реальной деятельности с целью ее обучения, средства соревнования, развлечения и эстетического совершенствования человека. В книге «Психология игры» Д. Б. Эльконин излагает предположения о существовании нескольких вариантов возникновения и создания деятельности в игре. Вот один из них: на заре человеческой цивилизации, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, ситуация неудачи охоты могла потребовать имитации действий охотников при охоте на дичь. Если охотничья неудача возникла, например, из-за непоследовательности коллективных действий охотников, то возникла необходимость в развитии этих действий.
Удачная охота могла вызвать желание рассказать, как все происходило и как проявил себя каждый из охотников. Все это требовало воссоздания элементов реальности, а это признаки игры. В таких случаях происходило выделение из целостной реальной и важной трудовой деятельности ее составляющей, которую можно назвать показательной, но не исполнительской, то есть непосредственно связанной с получением материального результата.
Таким образом, можно с уверенностью заключить, что первые игровые формы уже существовали в слаборазвитых общинных образованиях. Они могли выступать средством общения, коллективного образования, передачи какой-либо информации. Однако в то же время они наделялись высшим магическим смыслом, в них вкладывалась защитная функция от разрушительных сил природы. Так появились ритуальные игры.
Ритуально-игровая форма характеризуется следующими чертами:
2 имитация реальной трудовой деятельности;
- осуществление совместных мероприятий по поиску выхода из кризиса;
- играющие роли;
- наличие магического смысла.
По мере развития общества (переход от первобытнообщинных к рабовладельческим и феодальным формациям) обряды и обряды перестают играть свою важную роль в жизни людей. Игры делятся на два основных типа: театрализованные игры и спортивные игры. Игра рассматривается как явление культуры и становится значимой частью досуга людей. Игры – это средство самовыражения участников, способ показать свою ловкость, смекалку или юмор.
Долгое время единственной развитой формой игрового существования была детская игра. Но в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и значение для воспитания и переподготовки взрослых, а также для решения различных современных проблем в жизни общества.
Первая попытка систематического изучения игры была предпринята немецким психологом К. Гроссом. Он считал, что игровая деятельность является своеобразной школой поведения, школой жизни, извлекающей пользу для человека из игры.
По мнению многих других ученых, игра — это вид развивающей деятельности, форма овладения социальным опытом. Это один из самых сложных человеческих навыков.
Современная педагогика предлагает широкий спектр определений понятия «игра». Например, П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров дает следующее определение: «Игра — это то, что задумано и сделано; что есть, о чем думает и думает субъект, при этом он действительно увлечен этой деятельностью с обязательным отношением к очевидному для всех результату»[17, с. 34].
Г. К. Селевко считает, что «игра - это вид деятельности в ситуации, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта, в котором формируется и совершенствуется самоуправление поведением». [14, С.16]
С точки зрения отечественных психологов, педагогов и философов определения игры широки и разнообразны. Советский философ и методолог Щедровицкий Г.П. в игре считается:
1. Особое отношение ребенка к окружающему миру;
2) особая деятельность ребенка, изменяющаяся и разворачивающаяся как его субъективная деятельность;
3. социально закрепляемый и усваиваемый ребенком вид деятельности;
4. Деятельность, в которой происходит усвоение различного содержания и развитие психики ребенка;
5. Социально-педагогическое проектирование всей жизни ребенка.
Б.Д Эльконин дает следующее определение игры: «Человеческая игра есть
Это деятельность по воссозданию социальных отношений между людьми вне рамок непосредственной утилитарной деятельности. [21]
Ученые отмечают большое значение игры в воспитании, обучении и умственном развитии ребенка. Кроме того, игра может быть и коррекционной, позволяя застенчивым, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Игра ребенка – это вид активной деятельности, в ходе которой он воссоздает окружающую действительность. Игра является проявлением потребности в познании окружающего мира, она развивает интеллект, волю и физические качества, составляющие всю личность.
Воспитательные возможности игры огромны и неисчерпаемы. Игры, оказывая сильное влияние на эмоциональную сферу ребенка, формируют многие умения и навыки, среди которых не менее важными являются общение, умение принимать решения и брать на себя ответственность. Игры также развивают у детей организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания и умение помогать другим в решении сложных проблем. [8, С.13].
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие рассматривают детские игры как форму включения ребенка в мир человеческих действий и отношений, когда непосредственное участие детей в труде еще невозможно в силу возраста.. [20]
Таким образом, единого определения понятия игры не существует ни в педагогике, ни в психологии. Игра интерпретируется исследователями в зависимости от сферы их научных
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2010. — 72с.
2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников М.: Просвещение, 2011. – 56 с.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, — М.: Просвещение, 2012. – 39 с.
4. Богуславская З.М. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2011. — 258с.
5. Богуславская З.М. Смирнова Е.О. Роль игры в нравственном развитии ребёнка. М.: Просвещение, 2011. — 116с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: инфра-М, 2018. — 126с.
7. Воспитание детей в игре: / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик — М.: Просвещение, 2013. – 192 с. Жуковская Р.И.
8. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сад, — М.: Просвещение, 2019. — 57с.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. М.: Новая школа, 2016.-528с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 2011. — 480с.
11. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника.
12. зеньковский В.В. Психология детства, — М.: Новая школа, 2015. — 318с.
13. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под. ред С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 2019. – 286 с.
14. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская психология. Мн.: Университетское, 2018. – 361 с.
15. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. Познаём мир и себя. Мн.: И.В.Ц. Минфина, 2002. — 259с.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975. – 315 с.
17. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории развития советской психологии // Вопросы психологии. 2016. — № 4. — С. 109-119.
18. Маркова Т.А., Тумакова Г.А. Учите детей в игре. М.: Просвещение, 2013.-515с. Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 2012. — 439с.
19. Никитин Б.П. Развивающие игры. — М.: Новая школа, 2015. — 79 с.
20. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Малятко». – К.: Педагогическая мысль, — 2019. 132 с.
21. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. — М.: Просвещение, 1976. – 96 с.
22. Шмаков С.А. Игра и дети. М.: Знание, 2018. — 64 с. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Новая школа, 2018.
23. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. — М.: Просвещение,2014